АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС: РЕФОРМА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
Комплаенс – это инструменты этико-нормативного регулирования для эффективного предупреждения, выявления и устранения проблем. Таким образом, комплаенс это часть деловой этики, а антимонопольный комплаенс это деловая этика хозяйствующего субъекта в процессе предпринимательской деятельности применительно к антимонопольному праву. Главной целью антимонопольного комплаенса является оценка антимонопольных рисков и предупреждение нарушения антимонопольного права на ранней стадии.
В России отмечается тенденция по увеличению интереса государства и бизнес-сообщества к антимонопольному комплаенсу, а ряд крупных российских компаний с 2010 г. активно внедряют его или анонсируют его разработку (например: ПАО «Уралкалий», «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО», ПАО «МТС», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть»).
Летом 2016 г. Федеральной антимонопольной службой РФ (далее - ФАС) на федеральном портале проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru был размещен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1]. Согласно указанного законопроекта статью 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предлагается дополнить пунктом 24 следующего содержания: «24) система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) – совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на такого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.».
Предлагаемый законопроект устанавливает минимальные требования к антимонопольному комплаенсу. Так, соответствующий внутренний акт хозяйствующего субъекта должен содержать:
1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;
2) меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности;
3) меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
4) порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с актом (актами) и (или) документами (внутренними политиками, кодексами);
5) информацию о должностном лице, ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса.
Также одним из обязательных условий признания факта наличия внедренного антимонопольного комплаенса является размещение его на сайте хозяйствующего субъекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в случае возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства обязанность доказывания организации хозяйствующим субъектом системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и ее функционирования возлагается на хозяйствующий субъект.
Кроме того, Закон о защите конкуренции предлагается дополнить ст.91 согласно которой внедрение антимонопольного комплаенса является правом, а не обязанностью любого хозяйствующего субъекта. В тоже время предлагаемые изменения Закона о защите конкуренции предусматривают, что государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, обязаны до 1 июля 2018 года разработать и принять внутренние акты для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс). Приведенный перечень субъектов не в первый раз подвергается правовому регулированию, так, например, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ [2] закупки товаров, работ, услуг таких юридически лиц регламентированы. Следует отметить, что с учетом того, что рассматриваемый законопроект еще не принят, срок предлагаемый для принятия антимонопольного комплаенса видится необоснованным. При этом, надо понимать, что комплаенс является частью деловой этики и внедрение его хозяйствующим субъектом «неосознанно», «из-под палки» скорее всего сведет на нет возможную пользу внедрения такой системы.
Законопроект предлагает внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) изменения, которые позволяют признать наличие у хозяйствующего субъекта функционирующего антимонопольного комплаенса обстоятельством, смягчающим административную ответственность за административные правонарушения предусмотренные статьями 14.31 (Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), 14.31.2 (Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности), 14.32 (Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности) или 14.33 (Недобросовестная конкуренция) КоАП РФ.
Важно отметить, что наличие антимонопольного комплаенса не смягчит ответственность в случае, если лицо совершило уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 178 Уголовного кодекса РФ (Ограничение конкуренции).
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития) дало на законопроект заключение об оценке регулирующего воздействия. Достаточно известным фактом является, что ФАС и Минэкономразвития зачастую расходятся во мнениях касающихся правого регулирования отношений, входящих в сферу их компетенции. По рассматриваемому законопроекту Минэкономразвития считает, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В январе 2017 по сообщению ФАС законопроект об антимонопольном комплаенсе был внесен в Правительство Российской Федерации [7].
Естественно, что интерес к антимонопольному комплаенсу проявляют в первую очередь крупные компании. В последнее время ФАС напрямую или через СМИ доводит до сведения общественности о крупных штрафах наложенных на лиц нарушивших антимонопольное законодательство. Например, ФАС в сентябре 2015 года признала Google виновной в нарушении Закона о защите конкуренции, в частности, в злоупотреблении доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений в ОС Android. Компания была оштрафована на 438 миллионов рублей (9% от оборота на рынке магазинов мобильных приложений РФ за 2014 год). Google оспаривает решение ФАС и штраф в суде. Арбитражный суд Московского округа перенес на 17 апреля 2017 рассмотрение жалобы Google на решения нижестоящих судебных инстанций [8].
На региональном уровне можно выделить дело о картельном сговоре при участии в торгах на содержание автомобильных дорог общего пользования в Ивановской области. ФАС направила в Ивановское УФАС России материалы о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении в феврале 2014 года открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Вичугского и Кинешемского, Палехского и Южского, Верхнеландеховского и Пестяковского, Юрьевецкого и Пучежского, Шуйского и Савинского, Ивановского и Шуйского, Заволжского районов Ивановской области регионального и межмуниципального значения и сооружений на них. Указанное обстоятельство послужило основанием для проведения антимонопольного расследования. Приказом Ивановского УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения АО «ДОРМОСТРОЙ» и ООО «Техлайн» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. В ходе рассмотрения дела в качестве ответчика по делу также было привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дормострой», являющееся правопреемником реорганизованного ОАО «Дормострой». 25 января 2017 года Комиссия Ивановского УФАС признала АО «ДОРМОСТРОЙ», ООО «Техлайн» и ООО «Дормострой» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и участии (реализации) соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме [9].
В тоже время субъекты малого предпринимательства также не должны сбрасывать со счетов значимость антимонопольного комплаенса, особенно те, которые ведут бизнес в высокорисковых секторах экономики с точки зрения антимонопольного контроля (например, государственные и муниципальные закупки). Каждый хозяйствующий субъект должен провести соответствующий внутренний аудит на предмет обоснованности и целесообразности внедрения антимонопольного комплаенса, оценить уровень возможных затрат и получаемых преимуществ. При этом следует понимать, что эффективный антимонопольный комплаенс может быть внедрен и в отсутствие существенных трат со стороны компании.
Хотелось бы отметить, что эффективное внедрение антимонопольного (а равно как и любого другого) комплаенса может иметь место только в том, случае, когда каждый сотрудник компании (от высшего звена руководства до рядового исполнителя) должен проникнуться идеями деловой этики, необходимости неукоснительного соблюдения установленных внутренних норм наряду с нормами законодательства. Внедряемые программы должны гарантировать то, что все сотрудники, вовлеченные в деятельность компании, знают, что делают, и верят, что компания всерьез настроена на соблюдение законодательных и этических норм. В итоге антимонопольный комплаенс позволит предотвратить противоправные действия внутри организации, а также может защитить от злоупотреблений со стороны других компаний и контрагентов. В заключение стоит сказать, что хотелось бы более внимательного отношения к рассмотренной проблеме, как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны государства, для того, чтобы новый правовый институт реально работал, а не стал «галочкой» новаторской законодательной инициативы для антимонопольного ведомтсва, и уловкой для ухода или снижения ответственности для предприимчивых руководителей.
Библиографический список
1. http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/06-16/00050178)
2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц от 18.07.2011 №223-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2016 №474-ФЗ)//СЗ РФ.2011, №30 (часть I). Ст.4832
3. Программа комплаенса и этики за доллар в день: как внедрить эффективную программу на малом предприятии. Автор Джозеф Мерфи, опубликовано Обществом по этике и соблюдению требований законодательства компаниями: http://www.corporatecompliance.org/Resources/View/ArticleId/349/-A-Compliance-Ethics-Program-on-a-Dollar-a-Day-How-Small-Companies-Can-Have-Effective-Programs-Free.aspx.
4. Кодекс профессиональной этики для специалистов по вопросам соблюдения установленных требований и этических норм утвержден членами Ассоциации по вопросам соблюдения корпоративных и этических норм (Society of Corporate Compliance and Ethics)
http://www.corporatecompliance.org/Resources/View/tabid/531/ArticleID/675/Default.aspx
5. Практическое пособие ICC по антимонопольному комплаенсу (подготовлен Комиссией Международной торговой палаты) по Конкуренции
6. http://www.iccbooks.ru/upload/iblock/9fc/9fc52916a12f5bb7f2007d529c659f3e.pdf
7. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=48691
8. https://ria.ru/economy/20170327/1490880454.html
9. http://ivanovo.fas.gov.ru/news/12288